ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Комплексное оздоровительное воздействие на кожу тела, осуществляемое в системном виде в течение дня и недели

Средство включает в себя следующие натуротера-певтические процедуры:
• нужно, если есть возможность, подвергать тело солнечным и воздушным ваннам;
• как только встали с постели, перед открытой форточкой сделайте массаж обнаженного тела в течение 0,5-1 минуты;
• в выходные дни и в отпуске используйте солнечное время для солнечных ванн;
• каждое утро после очищения кишечника — водные процедуры: холодная ванна или холодный душ. Можно принимать контрастный душ, который помимо очищения поверхности кожи оказывает тонизирующее воздействие на сосуды кровеносной системы, а также закаливает;
,• один раз в неделю нужно мыться с мылом в теп лой ванне, затем принять холодный душ. Терапевтический эффект:
• способствует чистоте кожи;
• закаливает организм;
• предупреждает и лечит болезни кожи, дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы.

Комплексный подход к своему здоровью через принятие для себя здорового образа жизни

Здоровый образ жизни, который предупреждает многие болезни и способствует лечению многих болезней, называют еще рациональным образом жизни.
Основные элементы рационального образа жизни следующие:
• физическая и умственная деятельность,
• питание,
• очищение, в отдых.
Освоение необходимых физических нагрузок, методов питания и очищения организма не может быть одинаковым для всех людей. Каждый человек в зависимости от состояния своего здоровья, особенности своей психики должен выбрать наиболее щадящие для здоровья и психики режимы физических нагрузок, питания, очищения организма и затем постепенно при необходимости увеличивать интенсивность нагрузок, изменять характер нагрузок, питания и очищения организма.
Можно предложить режимы физических нагрузок, питания, очищения и отдыха, которые будут служить максимальными по напряженности моделями, к которым нужно по возможности приближаться.

Режим необходимых физических нагрузок

Для людей умственного труда необходимо, чтобы половина нерабочего времени в течение дня приходилась на физическую деятельность.
Ежедневные и периодические физические нагрузки:
Каждый день
Утром:
• суставная гимнастика 10 минут,
• бег трусцой 15-60 минут.
Днем или вечером:
• быстрая энергичная ходьба — 1 час. Еженедельно
• В субботу — физическая работа (в квартире или на даче).
• В воскресенье — поход за город в лес на целый день.
Ежегодно
• В течение отпуска 2-3 похода на длительные расстояния (20-30 км) пешком или на лодке по реке.
• В течение дня проявлять физическую активность:
1) через каждые 50 минут умственного труда — 5-10 минут — физические упражнения или ходьба;
2) там, где только можно, заменять пассивное состояние на физическую активность (вместо использования лифта подниматься по лестнице пешком, вместо использования городского транспорта идти на работу пешком).
• Физическая нагрузка на организм должна вводиться постепенно.
• Во всех физических упражнениях и беге не допускается перенапряжения; следует прислушиваться к себе и в случае перенапряжения уменьшать нагрузки.
Режим питания
• Есть только тогда, когда хочется есть.
• Не переедать, есть столько (по объему), сколько необходимо.
«:. При определении объема принимаемой пищи необходимо исходить из 3 стадий питания.
Первая стадия — утоление голода, вторая — насыщение, после которого есть аппетит на такое же количество пищи (имеется желание съесть еще столько же). Третья стадия (обжорство) исключается.
19 Ю.М.Иванов
Вывод: нужно встать из-за стола слегка голодным (через 5-10 минут это ложное ощущение голода исчезнет).
Есть по Флетчеру, тщательно пережевывать пищу. При этом все внимание направлено на поглощение пра-ны из пищи.
Питаться по программе здорового питания Поля Брэгга.
Состав продуктов:
• 60% — сырые фрукты и овощи;
• 20% — белок (отварное мясо, приготовленная на пару рыба, яйца всмятку, сыр, орехи, семечки, проросшие злаки);
• 7% — крахмал (хлеб из муки с отрубями, каши);
• 7% — натуральные сахара (сухофрукты — финики, изюм, мёд);
• 7% — жиры (нерафинированные растительные масла);
• перед обедом или ужином ежедневно есть овощной салат.
Здесь еще раз подчеркнем, что состав продуктов дан как ориентир — вы вправе выбрать более приятный для вас состав продуктов. Главное — поменьше есть острого, жареного, консервированного и ограничить потребление чая и кофе (пить чай из трав).
Режим очищения:
• голодание 24-36 часов в неделю (нужно выбрать один удобный для себя день недели для этой процедуры);
• после приобретения навыков в однодневном голодании, через 1-2 месяца можно перейти к 3-дневному голоданию в течение каждого месяца;
• каждый квартал — голодание длительностью 7— 10 дней (желательно, но необязательно).
Режим рационального соотношения работы и отдыха
1. Не допускать физической и умственной усталости. При первых признаках усталости отдыхать или сменить один вид работы на другой.
2. Высыпаться,
• Раньше ложиться спать и раньше вставать.
• Желательно засыпать до наступления полуночи.
• Изголовье должно быть обращено по возможности к северу, положение тела — вдоль магнитного поля Земли.
• Перед сном рекомендуется 20-минутная прогулка, сочетаемая с умеренным и ненапряженным дыханием.
3. Следите за тем, чтобы у вас ежедневно опорожнялся кишечник. Приучите кишечник опорожняться в определенное время (утром или после еды).
4. Как можно чаще ходите босиком (по лесу, полянам, берегам рек и озер). Через подошвы ног вы получаете земную радиацию, необычайно укрепляющую и обновляющую организм.
5. После ежедневной утренней гимнастики полезно принимать воздушную ванну и водную процедуру, что улучшает функции кожных покровов и совершенствует терморегуляцию. Особенно полезны прохладные процедуры в виде обтирания или душа. Под их влиянием усиливается поглощение кислорода организмом, увеличивается количество гемоглобина в крови.
6. Каждому человеку следует знать и учитывать свои биологические ритмы.
Все функции нашего организма проходят под влиянием того или иного ритма. Более того, биоритмы человека связаны с движением нашей планеты и Луны, с солнечной активностью.
Солнечная активность представляет собой совокупность наблюдаемых на Солнце явлений, связанных с образованием солнечных пятен, возникновением солнечных вспышек, увеличением ультрафиолетового, рентгеновского и других излучений.
Все функции нашего организма протекают ритмично, в зависимости от внешней или внутренней цикличности.
• Утром, с 8 до 12 часов, и вечером, с 17 до 19 часов, наш мозг наиболее работоспособен. В эти же периоды обострены наши эмоциональные реакции, зрение, слух.
• Активность нервной системы снижается в периоды между 2-5 и 13-16 часами.
Однако, как всегда, и у этого правила есть исключения. Встречаются люди, которых называют «жаворонками»: утром их раббтоспособность высока, а к вечеру они «выдыхаются».
И, наоборот, есть «совы», которые с утра встают разбитыми, вялыми, однако к полудню они просыпаются, работоспособность их во второй половине дня повышается; вечером такие люди долго не спят, способны долго работать. «Жаворонок» в это время хочет спать.
Согласно утверждениям известного немецкого физиолога Р. Хамма:
• 1/6 часть всех людей —«жаворонки»;
• 1/3 — «совы»;
• а остальные — «голуби» —легко приспосабливаются и к утренней, и к вечерней деятельности.
Людей, чья жизнедеятельность зависит от суточного режима, называют ритмиками, а остальных — аритмиками.
Основные биоритмы человека:
• физический — 23 дня,
• эмоциональный — 28 дней,
• интеллектуальный — 33 дня.
Если каждый из ритмов записать в виде графика (каждый цикл ритма — в виде синусоиды с положительной и отрицательной фазами; длительность синусоиды соответственно 23, 28 и 33 дня; начальная общая точка — день рождения), то в верхних половинках синусоид окажутся «светлые» дни, то есть дни той или иной активности, а в нижних — «черные», когда активность снижена.
Если ваш физический ритм находится в положительной фазе, а эмоциональный или интеллектуальный в отрицательной, то в это время лучше поработать физически, а все связанное с эмоциональной или интеллектуальной деятельностью отложить.
Если все три кривые пересекаются в отрицательной фазе, то лучше в эти дни ничего серьезного не предпринимать.
Свои «светлые» дни целесообразно использовать наиболее активно, особенно если у вас творческая работа.
7. Очень важно дышать свежим воздухом в течение всего дня. Проветривайте помещение, где вы работаете и живете. Воздух в непроветриваемых помещениях наполнен веществами, выделяемыми легкими, а вещества, выделяемые легкими, столько же непригодны для дальнейшего потребления, как и вещества, выделяемые кишечником.
Больше гуляйте на свежем воздухе. Для извлечения большей пользы из прогулки используйте самовнушение:
• «Я дышу и с каждым новым вдохом ощущаю новый прилив здоровья, энергии, бодрости. Я наслаждаюсь воздухом и стараюсь извлечь из него всю возможную пользу».
Обратите особое внимание на чистоту воздуха во время сна. В это время организм восстанавливает дневные потери. Для правильного хода этой работы необходимо снабжение организма воздухом, содержащим определенное количество кислорода, то есть свежим воздухом. Поэтому во время сна форточка должна быть открытой.





ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Спасение утопающего и первая помощь после спасения


Прежде чем утопающему оказать первую помощь, его нужно доставить на берег. При спасении утопающего нужно знать приемы освобождения от захватов, которыми утопающий сковывает дгйствия спасающего. Кроме того, эти захваты могут быть опасными для жизни обоих.
Освобождаясь от захвата за кисти рук, вы должны сильным рывком вверх и в стороны вывернуть свои руки и одновременно, подтянув ноги к животу, упереться в грудь тонущего и оттолкнуться от него.
Освобождаясь от захвата за ноги, вы одной рукой захватываете голову тонущего в области виска, а другой — подбородок и поворачиваете его голову набок, пока не освободитесь.
При освобождении от захвата за туловище и за шею спереди вы ладонью упираетесь в подбородок тонущего, пальцами зажимая ему рот. Другой рукой ' обхватываете тонущего за поясницу, сильно прижимая *" его к себе. Затем толкаете его в подбородок. В крайнем случае можно упереться коленом в низ живота утопающего и оттолкнутся от него.
Освобождаясь от захвата за шею сзади, вы одной рукой хватаете тонущего за кисть противоположной руки, а другой подпираете его локоть. Затем резко
приподнимаете локоть утопающего вверх, а его кисть поворачиваете вниз и выскальзываете из-под рук тонущего.
Доставить утопающего на берег можно, используя один из приемов буксировки.
При буксировке за туловище вы подплываете к тонущему сзади, подсовываете свою правую или левую руку под соответствующую руку тонущего. Затем берете его за другую руку повыше локтя и, прижимая его к себе, плывете к берегу на боку.
При буксировке за голову вы поддерживаете утопающего большими пальцами за щеки, а мизинцами под нижнюю челюсть и плывете на спине.
Если вырешили буксировать утопающего за руки, подплывите сзади, стяните локти тонущего назад за спину и плывите к берегу вольным стилем.
В случае, если утопающий лежит на дне водоема, нужно нырнуть и определить положение его тела.
Если он лежит лицом вниз, следует подплыть к нему со стороны головы, а если лицом вверх — подплыть со стороны ног. И в том и в другом случае вы должны взять его под мышки, всплыть с ним на поверхность и буксировать его к берегу.
Если утопающий находится без сознания, вы можете, плывя на боку, тянуть пострадавшего к берегу за волосы или за воротник одежды так, чтобы его нос и рот находились над поверхностью воды.
Если рядом плывущий сильно устал и не может самостоятельно плыть, помощь может быть оказана следующим образом.
• Уставший пловец кладет свободно вытянутые руки на ваши плечи, и вы брассом плывете к берегу.
• Или же вы наплываете на уставшего пловца, он ложится на спину и кладет на ваши плечи свободно выпрямленные руки.
• Плывя брассом, вы толкаете впереди себя уставшего пловца.
Помощь при утоплении должна быть оказана очень быстро. При утоплении в пресной воде происходит быстрое проникновение воды сквозь стенки альвеол в кровяное русло, в результате чего резко изменяется химический состав крови, она разжижается, эритроциты разрушаются и уже не могут переносить кислород, наступает острое кислородное голодание — гипоксия.
В морской воде, сходной по составу с плазмой крови, но более насыщенной солями, проникновение ее сквозь стенки альвеол не происходит.
Наоборот, морская вода, попавшая в легкие, заставляет плазму крови покинуть кровяное русло и перейти в полость альвеол. Вода вместе с плазмой и остатками воздуха образует пену, развивается отек легких. При этом повреждаются стенки альвеол, нарушается кровообращение и газообмен.
Все это происходит в течение нескольких десятков секунд. Далее у человека прекращается сердечная деятельность, и если через 4-5 минут ему не будет оказана помощь, он может умереть.
Может быть более легкий случай, так называемое мнимое утопление, когда в дыхательные пути пострадавшего или совсем не попадает вода или ее попадает очень мало. Вследствие острого рефлекторного спазма голосовые связки закрывают вход в гортань и трахею, и вода приникнуть в легкие не может.
В этом случае прекращение сердечной деятельности происходит намного позже (в легких остается некоторый запас дыхательного воздуха, и кровь не
претерпевает столь серьезных изменений, как при истинном утоплении), и, следовательно, времени и возможности для того, чтобы вернуть человека к жизни, несколько больше.
Для того чтобы как можно быстрее ликвидировать кислородную недостаточность и ее последствия, нужно немедленно приступать к методам оживления:
• искусственное дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос»,
• закрытый массаж сердца.
Прежде всего нужно восстановить проходимость дыхательных путей утонувшего.
• Для этого опрокиньте его на несколько секунд животом на бедро своей ноги, согнутой в коленном суставе, и вода, попавшая в верхние дыхательные пути, вытечет. При этом не старайтесь «вылить» из него всю воду, не теряйте на это время.
• Затем положите пострадавшего на спину и быстро очистите ему рот от ила и песка.
• Выливание воды и очищение рта должно продолжаться не более 30-40 секунд.
Начинайте делать искусственное дыхание.
• Положив одну руку под шею пострадавшего, другую на лоб, запрокиньте его голову назад.
• В таком положении обеспечивается наиболее полная проходимость дыхательных путей, и нет опасности, что язык западет назад и закроет вход в гортань.
• Удерживая голову пострадавшего в запрокинутом положения, сделайте глубокий вдох, затем, плотно прижав свой рот (можно через платок или марлю) к его открытому рту, вдувайте воздух.
• Вдувать воздух следует резко и до тех пор, пока грудная клетка пострадавшего не расправится, то есть станет заметно подниматься.
• Если вдувания проводятся в рот, нужно зажать ноздри пострадавшего, если в нос — плотно закрывают ему рот рукой.
• Сделайте подряд 3 вдувания (этого, как правило, бывает достаточно, чтобы грудная клетка пострадавшего расправилась).
Обратите внимание на пульс пострадавшего. Если у него нет пульса на сонных артериях и расширены зрачки, немедленно приступайте к закрытому массажу сердца.
• Переместите кисти рук на нижнюю треть его грудины и расположите их одну над другой под прямым углом.
• Пальцы рук свести вместе и приподнять, они не должны касаться грудной клетки пострадавшего.
• Обеими руками, выпрямленными в локтях, ритмично и резко надавливайте на грудину в ритме примерно 60 раз в минуту.
• Сразу после толчка необходимо быстро расслабить руки, не отнимая их от грудины.
• Чтобы увеличить давление, нужно помогать себе верхней частью туловища. Особенно это необходимо делать, оказывая помощь пожилым людям, у которых грудная клетка менее упруга, чем у молодых.
'• Толчок должен быть достаточно резким, но не слишком сильным, иначе можно повредить грудину, ребра, внутренние органы. « Детям в возрасте до 10-11 лет массаж сердца нужно проводить одной рукой и делать в минуту 60-80 толчков.
• Закрытый массаж сердца нужно чередовать с искусственным дыханием — 15 толчков на грудину, 2-3 вдувания в легкие пострадавшего.
• В момент, когда производится вдувание в рот или нос пострадавшего, массаж сердца не делается.
Если еще кто-то приходит на помощь, вы можете взять на себя искусственное дыхание, а помощник — массаж сердца.
Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца нельзя прекращать ни на минуту, до тех пор, пока не прибудет врач или не появится самостоятельное дыхание.
Тонувшего человека нужно доставить в больницу, даже если он быстро пришел в сознание.


Первая помощь при поражении молнией


Действия по оказанию помощи зависят от состояния пострадавшего. Если он в сознании, его желательно положить в постель, согреть:
• растереть кожу рук, ног, туловища,
• положить к ногам грелки, « дать горячий чай.
Если он потерял сознание:
• его нужно уложить на спину, подстелив одеяло или одежду;
• расстегнув воротник, расслабив пояс, растирают виски, щеки, грудь мокрым платком или полотенцем;
• опрыскивают лицо холодной водой;
• если есть нашатырный спирт, смачивают им ватку и время от времени подносят к носу пострадавшего;
• после того как он придет в сознание, дайте ему выпить крепкий чай, 15-20 ландышево-валерья-новых капель, разведя их водой.
В тех случаях, когда пострадавший не дышит или дыхание у него поверхностное, нужно немедленно начать искусственное дыхание способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос».
• Вдувать воздух следует не менее 12 раз в минуту, что примерно соответствует числу дыханий в норме и вполне достаточно для поддержания искусственной вентиляции легких.
• Выдох у пострадавшего происходит пассивно благодаря созданному повышенному давлению в легких и их эластичности.
• Продолжительность выдоха — это время, в течение которого грудная клетка опускается, спадает.
• После этого вы снова делаете глубокий вдох, и весь цикл повторяется.
Методом «изо рта в нос» вы можете пользоваться тогда, когда челюсти пострадавшего плотно сомкнуты.
• В этом случае вы кладете одну руку на лоб пострадавшего, а другой поддерживаете его нижнюю челюсть, чтобы рот был закрыт в момент вдувания воздуха.
• Если пострадавший не дышит, у него нет пульса на сонных артериях, следует производить искусственное дыхание с закрытым массажем сердца:
• 2-3 вдувания воздуха в легкие чередуются с 15 толчками на грудину.
..Такая процедура производится до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание.


Первая помощь при переломе


Это прежде всего обеспечение покоя и неподвижности поврежденной конечности, что обеспечивается с
можно прижать к кости. В этих точках почти всегда можно прощупать пульсацию артерии.
Прижатие общей сонной артерии производится при сильных кровотечениях из ран верхней и средней части шеи, подчелюстной области и лица.
Прижатие подключичной артерии делается при сильных кровотечениях из ран в области плечевого сустава, подключичной и подмышечной областей и верхней трети плеча.
При сильных кровотечениях из ран нижних конечностей осуществляется прижатие бедренной артерии, а при кровотечениях из ран средней и нижней трети плеча, предплечья и кисти осуществляется прижатие плечевой артерии.
Наложение давящей повязки для временной остановки кровотечения применяется преимущественно при небольших кровотечениях — венозных, капиллярных и при кровотечениях из небольших артерий.
На рану накладывают стерильную повязку, поверх нее туго свернутый комок ваты, а затем туго бинтуют круговыми движениями.
Наложение кровоостанавливающего жгута — основной способ временной остановки кровотечения при повреждении крупных артериальных сосудов конечностей.
Резиновый жгут растягивают, в растянутом виде прикладывают к конечности, предварительно наложив подкладку (одежда, бинт и другое) и, не ослабляя натяжения, обертывают вокруг нее несколько раз.
При отсутствии резинового жгута можно использовать подручные материалы, например, поясной ремень, галстук, веревку, бинт, носовой платок. При этом перетягивают конечность, как жгутом, или делают закрутку с помощью палочки.
Жгут накладывают выше раны и как можно ближе к ней и затягивают его только с такой силой, чтобы остановить кровотечение, но не более. При правильном наложении жгута кровотечение сразу же прекращается, а кожа конечности бледнеет Исчезновение пульса на какой-либо артерии ниже наложенного жгута указывает на то, что артерия сдавлена.
Наложенный жгут может оставаться на конечности не более 2 часов, так как при длительном сдавливании может наступить омертвение конечности ниже жгута.
Если нужно продлить время наложения жгута, через 2 часа медленно, чтобы поток крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускают жгут на 3-5 минут (но здесь нужно присутствие другого человека, который, перед тем как распускают жгут, производит пальцевое прижатие артерии выше жгута) и снова накладывают его, но чуть выше предыдущего места.
При форсированном сгибании конечности кровотечение останавливается за счет перегиба артерий.
При кровотечении из ран верхней части плеча и подключичной области производится форсированное заведение верхней конечности за спину со сгибанием в локтевом суставе.
При кровотечении из ран предплечья и кисти остановка кровотечения достигается сгибанием до отказа в локтевом суставе и фиксацией согнутого предплечья'с помощью бинта, притягивающего его к плечу.
При кровотечении из артерий нижних конечностей следует до отказа согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах и зафиксировать ее в этом положении. Нужно сказать, что форсированное сгибание конечности не всегда приводит к цели и невозможно при наличии перелома.




СРЕДСТВО БЫСТРОГО И ГЛУБОКОГО ОВЛАДЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

Обучение приемам быстрого чтения


Это средство способствует комфортному состоянию психики в течение рабочего дня (включающему в себя уверенность в себе как в специалисте на фоне уважения сотрудников, ощущение возможности продвижения по служебной лестнице) и поддерживает высокий жизненный тонус вследствие малых энергетических затрат на выполнение любой умственной работы.
Быстрое чтение — это не только быстрый темп. Оно иначе настраивает наше восприятие:
• повышает избирательную способность, что при избытке информации немаловажно;
• помогает глубже осмыслить и лучше запомнить прочитанное. Так что правильнее было бы говорить не об ускоренном, а об эффективном чтении.
Основные причины медленного чтения следующие:
1. Текст проговаривается про себя (это явление называется артикуляцией). При артикуляции мы читаем не быстрее, чем говорим. Мы слушаем свою внутреннюю речь, а пропускная способность слухового канала значительно ниже, чем зрительного.
2. Поле зрения очень узкое. Мы воспринимаем отдельные слова, читая их одно за другим и целиком прослеживая строку слева направо.
Специальные опыты показывают, что наши глаза могут находиться только в двух состояниях — в состоянии остановки, фиксации взора или смены точек фиксации. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке взгляда, а самих остановок на то же количество текста приходится меньше.
3. Читая, мы все время возвращаемся к плохо понятым словам или фразам (это явление называется регрессией). У медленно читающих людей количество регрессий на 100 слов текста может достигать 50, то есть каждое второе слово читается дважды. Основная причина этого в том, что текст нередко скользит по поверхности внимания.
Чтобы овладеть быстрым чтением, нужно подавить эти вредные привычки и овладеть новыми, значительно ускоряющими восприятие.
Для этого необходимо:
• Научиться читать «только глазами», не воспроизводя про себя звучание слов.
• Научиться воспринимать не отдельные слова, а сразу целые смысловые блоки — предложения, абзацы (такая крупная единица восприятия называется синтагмой).
• Так натренировать внимание, чтобы каждая синтагма сразу же воспринималась осмысленно и к ней не приходилось возвращаться.
": В течение первых 4-х недель мы учимся читать только глазами, не воспринимая про себя звучание слов, то есть подавляем артикуляцию.
Для подавления артикуляции будем использовать так называемый метод центральных речевых помех. Он основан на том, что при чтении выстукивается специальный ритм, подобранный таким образом, что он никогда не совпадает с внутренним ритмом любого текста. Вы убедитесь, что, контролируя правильность выстукивания, проговаривать читаемое невозможно. И наоборот: как только появляется артикуляция, сбивается ритм.
Тактов — 6, ударов — 8 (та, та-та-та, та, та, та, та; та, та-та-та, та, та, та, та и т. д.) Паузы между группами тактов делать не нужно. Тренироваться можно при ходьбе: 6 шагов — 6 тактов, на втором шаге — 3 хлопка в ладоши, на остальные — по 1.
Когда ритм хорошо усвоен, потренируйтесь, выстукивая его по столу карандашом. Отбивайте ритм активным движением всей руки (не только кисти), твердо, уверенно, четко.
Когда навык станет механическим (не требующим сильно сосредоточиваться), можно приступить к чтению с постукиванием в следующем порядке.
• В течение 1-й недели каждый день 10-15 минут читайте про себя какую-либо статью с выстукиванием ритма.
• В течение 2-й недели ежедневно читайте с выстукиванием ритма 2-3 статьи. Следите только за ритмом, не ставя себе задачи понять прочитанное.
• В течение 3-й недели то же, что во второй неделе, но с иной задачей: все внимание — смыслу. С ритма старайтесь не сбиваться, но ошибки можно себе прощать.
• В течение 4-й недели каждый день читаем 2 статьи и преследуются обе цели (слежение за ритмом и слежение за смыслом) с равным вниманием. При этом, прочитывая очередную статью, закройте глаза и, продолжая постукивание, мысленно повторите ее содержание.
Большинство обучающихся за этот первый месяц проходят 4 фазы:
1) получается что-то одно — либо чтение, либо выстукивание;
2) выходит и то и другое, но понять читаемое трудно;
3) чтение с постукиванием получается, и текст удается понять, но он мгновенно забывается;
4) все выходит хорошо, прочитанное легко вспомнить. • В течение второго месяца занятий мы учимся
воспринимать смысл крупных информационных блоков.
Совершенствование читательских навыков должно идти по пути укрупнения единицы восприятия. Во время чтения «по словам» действует механизм антиципации — предугадывания: слово или 2-3 одновременно просматривается не целиком, а только в его основной информативной части (обычно корневой), остальная его часть угадывается.
Но таким же способом можно воспринять и более крупный содержательный блок текста — предложение, группу предложений, даже целый абзац (синтагму).
Для этого нужно научиться по нескольким словам воспроизводить смысл синтагмы. Такому восприятию помогают смысловая догадка и периферическое зрение. Поле зрения панорамно. Однако мы ясно видим только то, «на что смотрим», остальное остается как в тумане.
Между тем нетрудно заметить, что границы участка ясного видения имеют не только физиологическую, но и психологическую природу — они зависят от направленности внимания.
Можно «ничего не видеть», глядя перед собой, но если что-то особенно нас занимает, это «что-то» мы заметим и «краем глаза». Значит, границы ясного видения можно расширить.
Для этого мы воспользуемся таблицами: листы бумаги или картона размером 200x200 мм разбить на 25 клеток (на каждом листе на каждой из сторон укладывается по 5 клеточек, а на плоскости каждого листа — 25 клеточек); всего — 10 таблиц.
Каждая таблица заполняется в клеточках числами от 1 до 25 в произвольном порядке.
• В течение одной недели каждый день, занимаясь 20-30 минут, считывать цифры про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска).
• Читать по очереди все 10 таблиц в разных вариантах.
• Цифры вначале указывают карандашом, затем работают без него.
• В результате тренировки время считывания таблицы должно быть не более 25 секунд.
• Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.
Особое внимание обратите на следующее правило: при отыскании цифр разрешаются только вертикальные движения глаз. Горизонтальные движения недопустимы.
Это нужно для того, чтобы после тренировки с таблицами перейти к новому способу чтения — по вертикали (быстро читающий человек держит в поле зрения всю ширину строки, и взгляд движется сверху вниз по центру страницы).
• В течение второй недели попробуйте читать «вертикальным» чтением свои ежедневные газеты.
• На третьей наделе перейдите к книгам, стремясь прочитать страницу не более чем за 15 секунд, не очень вникая в смысл.
• На четвертой неделе увеличьте время чтения страницы до 30 секунд, стараясь как можно полнее
панцллиицииннои меоицины 599
усвоить прочитанное. При этом в местах текста, несущих особенно важную или существенно новую для вас информацию, переходите к сплошному считыванию строк горизонтальным движением взгляда.
После второго месячного цикла приобретен главным образом механический навык (мы старались расширить поле зрения). На следующих занятиях нам нужно подкрепить механический навык умением читать целенаправленно.
Быстрочитающий ищет смысл. Это и есть главный принцип скорочтения. Быстро читающий человек целиком охватывает взглядом строку, а то и две-три сразу, отыскивает в них ключевые слова, несущие в предложении или абзаце основную смысловую нагрузку.
Эти слова соединяются в смысловые ряды — лаконичные выражения, содержащие главную мысль синтагмы. Происходит сжатие, мгновенное мысленное конспектирование текста, в результате чего остаются зерна смысла.
Примером может послужить только что прочитанный вами абзац. Его смысловой ряд: «быстрочитающий, отыскивая ключевые слова, находит зерна смысла». Для человека, знакомого с темой, и того короче: «быстро-читающий ищет смысл».
Быстро читающий человек обладает способностью мгновенно переводить текст «на язык собственных мыслей» (такая «переведенная» фраза называется денотат). Мозг формирует сообщение самому себе в согласии с тем, чего ожидал от текста, что уже предвосхищал, предугадывал.
• В течение 7-10 дней упражняйтесь в развитии антиципации (смысловой догадки). Зачеркните в газетной статье начало и конец каждого предло-
жения, а затем читайте статью, пытаясь восстановить пропущенные слова. Пробуйте читать различные тексты, закрывая часть страницы линейкой слева или справа.
• В течение следующих 7-10 дней упражняйтесь в поиске «смысловых зерен». Медленно прочтите любую статью, подчеркивая слова, которые вы сочтете ключевыми (у разных людей окажутся подчеркнутыми, видимо, разные слова, и это естественно). Затем прочитайте статью как можно быстрее, следя глазами только за подчеркнутым и пропуская все остальное. Повторите то же самое с одновременным выстукиванием специального ритма. Допускаются горизонтальные движения глаз. Выполните разметку еще одного текста и затем прочтите его «вертикально», без выстукивания ритма. Повторяйте упражнения до тех пор, пока не убедитесь, что подчеркнутые слова позволят достаточно полно усвоить основное содержание статьи.
Следующая неделя должна быть посвящена упражнению на «перевод» текста. Читая статью, заключите в квадратные скобки каждую синтагму — отдельную мысль, которая вам покажется цельной и законченной. Прочтите синтагму «с одного взгляда» и мысленно повторите ее содержание. Свой «перевод» (денотат) запищите. Переходите к следующей синтагме и т. д. Попросите кого-нибудь прочитать статью и затем оценить вашу цепь денотат. Помните, что цепь денотат — не конспект в обычном смысле. Она должна отражать ваше собственное понимание статьи.
Навыки скорочтения можно укрепить только в том случае, если вы приучили себя читать активно, не подчиняясь потоку информации, а подчиняя его своим жизненно важным целям и задачам.
Выработать такую привычку вам очень поможет так называемый интегральный алгоритм чтения. Перед тем как взяться за книгу, полезно составить своего рода предварительную программу: чего вы ждете от текста, какую информацию хотите из него извлечь. По мере чтения мысленно укладывайте информацию в блоки алгоритма (основные идеи, их ответвления, фактография, источники, полемические высказывания, конструктивные высказывания и т. д.). Блоки алгоритма могут быть постоянными, могут варьироваться. Число их не должно быть слишком большим, лучше всего 5-7.


      Назад  <<<..... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 
  Меню сайта

Главная страница


Хостинг от uCoz